Детский сад № 25 Росинка ст.Егозово
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основная образовательная программа
дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад №25 «Росинка»ст.Егозово»
Ленинск-Кузнецкий район 2014г.
Содержание ООП ДО:
I. Целевой раздел основной образовательной программы
1. Пояснительная записка
Основная образовательнаяпрограмма дошкольного образования (далее– ООП ДО) разрабатывалась в соответствии с требованиями основных нормативныхдокументов: 1. ЗакономРоссийской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации»; 2. Санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций", утверждены постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26; 3. Приказом№ 1014 от 30.08.2013 г. Министерства образования и науки Российской Федерации«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам – образовательнымпрограммам дошкольного образования»; 4. ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования»; 5. Основнойобразовательной программой дошкольного образования, разработанной всоответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ис учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Отрождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; 6. УставомМБДОУ «Детский сад №25 «Росинка» ст.Егозово». ООП ДО разработана наоснове примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Развитие современногообщества предъявляет новые требования к дошкольному образованию, к организациивоспитательно-образовательного процесса, к обоснованному выбору программ. Оптимальным механизмомдля реализации этих требований является деятельность МБДОУ «Детский сад №25 «Росинка»ст.Егозово» по разработке и реализации ООП ДО. В соответствии с требованиямиФГОС ДО основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ«Детский сад №25 «Росинка» ст. Егозово» состоит из трех разделов: I. Целевойраздел. II. Содержательныйраздел. III. Организационныйраздел.
Полное наименование – Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение «Детский сад №25 «Росинка» ст.Егозово» Ленинск-Кузнецкогомуниципального района. Сокращенное название – МБДОУ «Детский сад №25 «Росинка» ст.Егозово». Местонахождение:
Форма собственности: муниципальная Учредитель: АдминистрацияЛенинск-Кузнецкого муниципального района Режим работы МБДОУ: 5-дневная рабочая неделя с 07.30. до 18.00 Оборудование здания,защищенность оконных рам, отопительных приборов соответствует требованияминструкции по охране жизни и здоровья детей. По противопожарнойбезопасности имеются планы эвакуации. Смонтирована автоматическая пожарнаясигнализация. Имеются в наличии огнетушители, они размещены согласно требованию Госпожнадзора. Площадьтерритории МБДОУ огорожена, по периметру высажены зеленые насаждения. Натерритории расположены 3 прогулочныхучастка и спортивный участок. Участки оснащены стационарным игровымоборудованием. На территории имеется хозяйственная зона. В летнее времягода разбиваются клумбы и цветники. Групповые оснащеныигровым оборудованием, предметно-развивающая среда в группах создана всоответствии с требованиями.
1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программыдошкольного образования
В соответствии сКонцепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и воспитанников строятсяна основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоциональногоблагополучия и комфорта как для ребенка, так и для взрослых. В основу работызаложены задачи, среди которых одно из ведущих мест занимают вопросы, связанныес охраной жизни, физического и психического здоровья детей. В дошкольныхгруппах при участии педагогов обеспечивается коррекция физического,психического и речевого развития детей с учетом индивидуальных особенностейразвития каждого воспитанника. Основываясь на принципахгуманистической педагогики и руководствуясь положениями примерной основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, педагоги считаютглавной целью создание благоприятных условий для полноценного проживанияребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современномобществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельностидошкольника. Эти цели реализуются впроцессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей ООПДО первостепенное значение имеют: - забота о здоровье, эмоциональномблагополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; - создание в группах атмосферыгуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяетрастить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимисяк самостоятельности и творчеству; - максимальное использованиеразнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышенияэффективности воспитательно-образовательного процесса; - творческая организация (креативность)воспитательно-образовательного процесса; - вариативность использованияобразовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии синтересами и наклонностями каждого ребенка; - уважительное отношение к результатамдетского творчества; - единство подходов к воспитанию детейв условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; - соблюдение в работе детского сада иначальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузкив содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствиедавления предметного обучения.
Коллектив дошкольныхгрупп выстраивает воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобыпребывание способствовало осознанию ребенком своего общественного статуса,формированию у него умения решать конфликты, находить гуманистические способыдостижения цели. Учитывая, что источником и движущей силой развития личностиявляется реальная самостоятельность ребенка, мы постарались создать все условиядля того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своейсамостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт. Большая роль в работе сдетьми отводится опытно-экспериментальной деятельности, так как это развиваетинтеллект ребенка, его познавательную сферу, дает реальную возможность дляанализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценкиреального результата. Педагоги МБДОУ творческиподходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия напостроение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное,всестороннее развитие ребенка: физическое, социальное, нравственно-патриотическое,художественно-эстетическое и интеллектуальное во взаимосвязи. Руководствуясьвышеуказанными положениями, коллектив МБДОУ решает следующие задачи: - обеспечение стандарта дошкольногообразования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждоговозрастного периода с учетом соблюдения преемственности при переходе кследующему возрастному периоду; - создание атмосферы эмоциональногокомфорта, условий для самовыражения, саморазвития каждого ребёнка; - создание условий, благоприятствующихстановлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современнымтребованиям; - использование традиционных,инновационных и зарубежных технологий, направленных на обновлениеучебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей,детского творчества и на интеллектуальное развитие; - повышение профессиональногомастерства педагогов. Основная образовательнаяпрограмма дошкольного образования реализуется в организованных и самостоятельныхформах обучения. Систематическое обучение как ознакомление с предметами и действиями,их свойствами и возможностями осуществляется в совместной с воспитателямидеятельности детей. Содержаниенепосредственно образовательной деятельности определяется следующимиобразовательными областями: - «Физическое развитие»; - «Социально-коммуникативноеразвитие»; - «Познавательноеразвитие»; - «Речевое развитие» -«Художественно-эстетическое развитие». Знания и опыт,приобретенные в процессе совместной деятельности с детьми, становятсясодержанием самостоятельных игр, рисования, конструирования и моделирования.
1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы дошкольногообразования
Основные принципыпостроения и реализации ООП ДО: - учет возрастных, психологических ииндивидуальных особенностей развития детей; - системность в отборе и представленииобразовательного материала, интеграция задач интеллектуально-познавательного,художественно-эстетического, социального развития дошкольников и обогащениесодержания образования; - деятельный подход к организацииобразования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формыорганизации детской деятельности; - сочетание наглядных иэмоционально-образовательных технологий обучения; - открытость образовательных программдля повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца,недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми другихвозрастных групп.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,воспитывающихся в МБДОУ, сведения о квалификации педагогических кадров исведения о семьях воспитанников
Возрастныепсихофизические особенности детей 1-2 лет
На втором году жизниразвивается самостоятельность детей, формируется предметно-игроваядеятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носитситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества.Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственноепознание действительности. Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, ав росте – 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов,костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособностьнервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей дополутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа. На развитие основныхдвижений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинноетуловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, невсегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка.Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долговыполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Длядетей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенносовершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: онивзбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшиепрепятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. Вподвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленнокружатся на месте. В начале второго годадети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже(приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезаютпод скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кромеосновных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простыхподвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения идействия друг с другом (при участии не более 8–10 человек). В разных видах деятельностиобогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышитназвания форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременновоспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает ит. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основнымифигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослогоребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющимиодинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белыймишка — маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильномподборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками:разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетнымиигрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводитпо подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельныхдействий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия дорезультата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру,из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор,паровозик, башенку и другие несложные постройки. Значительные переменыпроисходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переноситьразученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); ониактивно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобыуложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Воспроизводя подряд 2–3действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящуюкуклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни вигровых действиях детей уже отражается привычная им жизненнаяпоследовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Бытовые действия ссюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольногодетства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия«многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку,проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всегоэтого на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогичноон поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простотаподбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним. На втором году жизни изотдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольномудетству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная исюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийныедействия. Успехи в развитиипредметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имеявозможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенокбросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощьювзрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата. Второй год жизни — периодинтенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, ихобозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. 15 сентября 2016 в 18:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.