Детский сад № 25 Росинка ст.Егозово
|
Стратегия развития и воспитанияРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года" 0Работа с документами:
Сохранить в формате MS Word
Дополнительно: Опубликовано: 8 июня2015 г.в "РГ"- Федеральный выпуск №6693
1. Утвердить прилагаемуюСтратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(далее - Стратегия). 2. Минобрнауки России: с участием заинтересованныхфедеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать планмероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство РоссийскойФедерации; совместно с заинтересованнымифедеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии. Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев Стратегия развития воспитания вРоссийской Федерации на период до 2025 годаI. Общие положения Приоритетной задачей РоссийскойФедерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственнойличности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающейактуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал вусловиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развития воспитания вРоссийской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана воисполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "ОНациональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", вчасти определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Стратегия учитывает положенияКонституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РоссийскойФедерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования,физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальнойполитики, а также международных документов в сфере защиты прав детей,ратифицированных Российской Федерацией. Стратегия развивает механизмы,предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в РоссийскойФедерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемойчасти образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в формесамостоятельной деятельности. Стратегия создает условия дляформирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современныхдетей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылкидля консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных навоспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на системудуховно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развитияРоссии, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личноедостоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга передсамим собой, своей семьей и своим Отечеством. Стратегия ориентирована наразвитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процессав системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры испорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций,современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического,системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. II. Цель, задачи, приоритетыСтратегии Целью Стратегии являетсяопределение приоритетов государственной политики в области воспитания исоциализации детей, основных направлений и механизмов развития институтоввоспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей вРоссийской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребностисовременного российского общества и государства, глобальные вызовы и условияразвития страны в мировом сообществе. Воспитание детейрассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующийконсолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для достижения цели Стратегиинеобходимо решение следующих задач: создание условий дляконсолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающегопоколения; обеспечение поддержки семейноговоспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей илизаконных представителей к воспитанию детей; повышение эффективностивоспитательной деятельности в системе образования, физической культуры испорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализациидетей; создание условий для повышенияресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательнойдеятельности и ответственности за ее результаты; формирование социокультурнойинфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующейвоспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных,экскурсионно-туристических и других организаций; создание условий для повышенияэффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; повышение эффективностикомплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностямиздоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасномположении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценнойинтеграции в общество; обеспечение условий дляповышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентностиродителей. Приоритетами государственнойполитики в области воспитания являются: создание условий для воспитанияздоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокогоуровня духовно-нравственного развития, чувства причастности кисторико-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства ицелостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественныхинститутов, которые являются носителями духовных ценностей; формирование уважения крусскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемусяосновой гражданской идентичности россиян и главным фактором национальногосамоопределения; обеспечение защиты прав исоблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступностиресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры ивоспитания; формирование внутренней позицииличности по отношению к окружающей социальной действительности; развитие на основе признанияопределяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничествасубъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных,научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта,средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствованиясодержания и условий воспитания подрастающего поколения России. III. Основные направленияразвития воспитания 1. Развитие социальныхинститутов воспитания Поддержка семейного воспитаниявключает: содействие укреплению семьи изащиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми инымилицами; повышение социального статуса иобщественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе средиприемных родителей; содействие развитию культурысемейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственныхценностей; популяризацию лучшего опытавоспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; возрождение значимости большихмногопоколенных семей, профессиональных династий; создание условий для расширенияучастия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющихобразовательную деятельность и работающих с детьми; расширение инфраструктурысемейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включаяорганизованный отдых в каникулярное время; поддержку семейных клубов,клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующихукреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей сучетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; создание условий дляпросвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим,медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. Развитие воспитания в системеобразования предполагает: обновление содержаниявоспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опытев сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализациивоспитательного компонента федеральных государственных образовательныхстандартов; полноценное использование вобразовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в томчисле гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке иреализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детейдруг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также наподготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативностивоспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальнойтраектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов испособностей; использование чтения, в томчисле семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий длявыявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей винтеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, втом числе на основе использования потенциала системы дополнительного образованиядетей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышенияу детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностраннымиязыками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцамимировой и отечественной культуры. Расширение воспитательныхвозможностей информационных ресурсов предусматривает: создание условий, методов итехнологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первуюочередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания исоциализации детей; информационноеорганизационно-методическое оснащение воспитательной деятельности всоответствии с современными требованиями; содействие популяризации винформационном пространстве традиционных российских культурных, в том числеэстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умениясовершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействияинформационных ресурсов; обеспечение условий защитыдетей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. Поддержка общественныхобъединений в сфере воспитания предполагает: улучшение условий дляэффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений собразовательными организациями общего, профессионального и дополнительногообразования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческогопотенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельностьс детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученическогосамоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управленииобразовательным процессом; поддержку общественныхобъединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иныхорганизациях; привлечение детей к участию всоциально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих,спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширениегосударственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. 2. Обновление воспитательногопроцесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественныхтрадиций Гражданское воспитаниевключает: создание условий для воспитанияу детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основаннойна традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российскогообщества; развитие культурымежнационального общения; формирование приверженностиидеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительногоотношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиознымубеждениям; развитие правовой иполитической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятиирешений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формахсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской средеответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системынравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоятьидеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативнымсоциальным явлениям; разработку и реализациюпрограмм воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптациидетей, в том числе детей из семей мигрантов. Патриотическое воспитание иформирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексногометодического сопровождения деятельности педагогов и других работников,участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российскойгражданской идентичности; формирование у детейпатриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересовОтечества, ответственности за будущее России на основе развития программпатриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотическоговоспитания; повышение качества преподаваниягуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся всовременных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, атакже осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основезнания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающегопоколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимнРоссийской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой икраеведческой деятельности, детского познавательного туризма. Духовное и нравственноевоспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется засчет: развития у детей нравственныхчувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной вповедении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выборудобра; развития сопереживания иформирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества междугосударством и обществом, общественными организациями и институтами в сфередуховно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиознымиобщинами; содействия формированию у детейпозитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработкемоделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числепроблемных, стрессовых и конфликтных. Приобщение детей к культурномунаследию предполагает: эффективное использованиеуникального российского культурного наследия, в том числе литературного,музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детейвозможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре,языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детскойлитературы для семей, приобщение детей к классическим и современнымвысокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства илитературы; создание условий длядоступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральнойпедагогики; поддержку мер по созданию ираспространению произведений искусства и культуры, проведению культурныхмероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственныхи семейных ценностей; создание и поддержкупроизводства художественных, документальных, научно-популярных, учебных ианимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое иобщекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в томчисле библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой иотечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий длясохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народноготворчества. Популяризация научных знанийсреди детей подразумевает: содействие повышениюпривлекательности науки для подрастающего поколения, поддержкунаучно-технического творчества детей; создание условий для получениядетьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой иотечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения внаучных познаниях об устройстве мира и общества. Физическое воспитание иформирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающегопоколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровомобразе жизни; формирование в детской исемейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиямфизической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числедетей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятийфизической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числена основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; развитие культуры безопаснойжизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости,табакокурения и других вредных привычек; предоставление обучающимсяобразовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях,условий для физического совершенствования на основе регулярных занятийфизкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями исклонностями детей; использование потенциаласпортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; содействие проведению массовыхобщественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. Трудовое воспитание ипрофессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения ктруду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений инавыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного,ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности,включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы,умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильнооценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональномусамоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности дляосмысленного выбора профессии. Экологическое воспитаниевключает: развитие у детей и их родителейэкологической культуры, бережного отношения к родной земле, природнымбогатствам России и мира; воспитание чувстваответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумногоприродопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вредэкологии. IV. Механизмы реализацииСтратегии В целях реализации Стратегииприменяются правовые, организационно-управленческие, кадровые,научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы. Правовые механизмы включают: развитие и совершенствованиефедеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализацииСтратегии; совершенствование системыправовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетногоправа родителей на воспитание детей; развитие инструментов медиациидля разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамкахобразовательного процесса, а также при осуществлении деятельности другихорганизаций, работающих с детьми; нормативно-правовоерегулирование порядка предоставления участникам образовательных ивоспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного(материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического)обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренныхСтратегией. Организационно-управленческимимеханизмами являются: совершенствование в субъектахРоссийской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательнойдеятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмовуправления и общественного контроля; консолидация усилийвоспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях; эффективная организациямежведомственного взаимодействия в системе воспитания; укрепление сотрудничествасемьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей; системное изучение ираспространение передового опыта работы педагогов и других специалистов,участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ вобласти воспитания; формирование показателей,отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации; организация мониторингадостижения качественных, количественных и фактологических показателейэффективности реализации Стратегии. Кадровые механизмы включают: повышение престижа такихпрофессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер,создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальнойподдержке; развитие кадрового потенциала вчасти воспитательной компетентности педагогических и других работников наоснове разработки и введения профессионального стандарта специалиста в областивоспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональныхстандартов других категорий работников образования, физической культуры испорта, культуры; модернизацию содержания иорганизации педагогического образования в области воспитания; подготовку, переподготовку иповышение квалификации работников образования и других социальных сфердеятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональнойкомпетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии. 15 сентября 2016 в 18:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.